Что делать с идеей мусульманского государства

Афганская история или о том, что делать с идеей мусульманского государства

Даже будучи лояльными существующим режимам, мусульмане не могут быть уверены, что завтра политика правящих сил не изменится и они не станут персонами нон-грата

Не так давно, мусульманский мир заворожили две новости: про Талибов и про Идлиб. Во-первых, в начале марта 2020 года США и Талибан подписали договор о выводе всех войск НАТО из Афганистана. Предполагается также, что Талибан и кабульские власти сформируют совместное исламское правительство, а многострадальный Афганистан наконец-то станет мирной и нейтральной страной.

Вторая новость — военная операция Турции в Идлибе, осаждённом войсками режима Асада. Новость, конечно, перезревшая (помогать повстанцам нужно было давно), но знаковая: Турция ясно показала, что северную Сирию она «сливать» не хочет (и, даст Бог, не будет). А это значит, что у сирийских мусульман появляется шанс на своё мусульманское государство, пусть и под протекторатом соседней державы.

Что делать с идеей мусульманского государства

Но эти две разные новости натолкнули нас на размышления о вопросе шариатского государства и перспективе исламского порядка как такового. Ведь последние надежды на построение такого порядка погибли в огне «арабской весны», мутировавшей в «арабскую зиму». Что же будет дальше и почему особенно важно следить за событиями в Сирии и Афганистане? Попробуем это объяснить.

Нужда в исламском порядке: блажь или жизненная необходимость?

Разговоры о потерянном халифате, разговоры о жизни по законам Бога, об Исламе и политике составляют до четверти всего контента в русскоязычных мусульманских группах. Очевидно, тема эта живая и больная. В религиозной желательности исламского правления сомневаться тоже не приходится.

Но вот когда разговор переходит в более практическую плоскость, всё становится не так очевидно. Зачем условному бабаю из Татарстана, провинциальному врачу или московскому бизнесмену-мусульманину все эти халифаты, шариаты и исламские правительства, если и «здесь неплохо кормят»? Ради некой абстрактной идеи? Немногие готовы поступиться своим благополучием ради неких красивых лозунгов, если за ними не стоит реального содержания.

Только вот Ислам — это не заумное мудрствование сродни восточным традициям. Ислам — это практическая религия. А значит и решения, предлагаемые Шариатом, отвечают на реальные вопросы, возникающие перед людьми.

Теперь попробуем понять, какие насущные нужды поможет реализовать исламский порядок, будь он установлен:

  1. Безопасность и наличие «тихой гавани» для простых мусульман;
  2. Интеллектуальный и политический хаб для мусульманских проектов;
  3. Создание альтернативной силы в меняющемся мире.

Разберём все эти пункты по порядку.

Безопасность

Всякий человек стремится огородить свою семью и себя самого от преступности, от внешних угроз и желания недобросовестных режимов залезть каждому в голову. Происходящее ныне в Синьцзяне, в Мьянме и Индии показывает, что даже будучи лояльными существующим режимам, мусульмане не могут быть уверены, что завтра политика правящих сил не изменится и они не станут персонами нон-грата. Крайне полезным видится наличие некой силы, которая, как минимум, сможет давать гонимым мусульманам приют и выступать арбитром при возникновении спорных ситуаций. При этом необязательно, чтобы такая сила была великой державой — зачастую достаточно простой политической воли и возможности для упрощённой миграции мусульман в такую страну.

Точка сборки мусульманских проектов

«Политики» от Ислама любят говорить про священные войны и другие глупости, забывая, что главная битва всегда идёт не на поле боя, а в тылу. Посмотрите на самую масштабную войну в истории, на Вторую Мировую. Немецкие и японские бойцы могли быть сколь угодно отважными и умелыми, условные «Тигры» могли быть сколь угодно мощными — но победила массовость и умение быстро подстраивать большое количество ресурсов под нужды ситуации (что получилось и у Советов, и у Союзников).

Сегодня, очевидно, подходит конец эпохе американского доминирования, Pax Americana. Неизбежно будет передел мира и мусульмане, 1,5 миллиарда человек, не имеют права сидеть в стороне и ждать у моря погоды. Но для того, чтобы занять достойное место в будущем мире, мусульманам нужна некая тыловая база, некое пространство, на которое они смогут опереться. В исламском мире есть развитые страны, но нет именно условного Лондона — пространства, где будут реализовываться все передовые задумки в сфере халяля, в сфере исламской экономики и исламской культуры. Крайне обидно, когда мусульманам со всего света проще реализовать свои проекты и открыть дело в Стокгольме или Брюсселе, нежели в Эр-Рияде или Карачи.

Альтернативный центр силы

Выше мы уже упоминали, что мир меняется и мусульмане не должны оставаться в стороне. Скажем больше — если мы останемся в стороне, нас съедят, ибо Ислам — это пассионарная идея, дающая модель поведения и в личной жизни, и в области права, и в экономике. Такие конкуренты при переделе мира будут совсем не к месту. А значит, исламский порядок — единственный шанс для многих мусульман не просто на достойное существование, а на существование в принципе.

Ранее мы выкладывали на своем сайте статью про халифат и его перспективы. Так вот, для того, чтобы приблизиться к идее халифата, мусульманам нужны осевые узлы, точки силы, из объединения которых будущий Исламский Союз и вырастет.

А причём тут афганистаны с сириями?

А притом, что именно в этих регионах есть реальный шанс начать строить исламский порядок.

Мысль кажется парадоксальной: Афганистан, Северная Сирия — нищие, разорённые войной регионы с бедным населением и разрушенной инфраструктурой. Какой порядок там в принципе можно построить?

Но давайте посмотрим на альтернативы. Очевидно, что в немусульманских странах строить исламский порядок не получится в принципе. Сетевые структуры вроде общественных организаций на Западе также (пока, по крайней мере) не имеют достаточного веса, чтобы продвигать свою повестку.

Получается, что мусульманам требуется тамкин. Тамкин — исламский термин, обозначающий закрепление на какой-то территории и создание там тыла Дар уль-Ислам, своего рода точки сборки исламского проекта. Не стоит объяснять, что такое закрепление реалистично или в мусульманских странах, или на неких «ничейных» землях. Поскольку ныне ничейных земель особо нет, то остаётся вариант с мусульманскими странами.

Все мусульманские страны можно разделить на две категории: враждебные к исламу и перспективные. Враждебные Исламу страны пытаются его либо изжить и низвести до уровня сабантуев с тюбетейками (Узбекистан, Туркмения) или же превратить Ислам в некий отдел пропаганды, где слово Бога заменяется словом Вождя (Египет).

Перспективные страны

Перспективные страны — либо страны с нейтральным/дружественным к Исламу отношением, либо страны с законами Шариата. Однако и у этих стран есть один большой недостаток — в них устоялась определённая модель общества. Даже если правительство этой страны положительно относится к идее политического Ислама, баланс между элитами, встроенность в мировую экономическую систему и отношения с соседями не дадут провести необходимые реформы. В лучшем случае, в таких странах возможны медленные эволюционные изменения, дрейф в сторону исламского порядка (да и тот — при наличии сильной политической воли). Такие процессы занимают минимум лет 50-70.

Чтобы не быть голословным, обратимся к примеру Турции. Развитая и сильная в военном плане страна с 82-миллионным населением, консервативной партией у власти и культурным влиянием в исламском мире. Однако, посмотрим на сухие цифры. Так, по данным статьи Development of Islamic Banking in Turkey — R. Belge, I. Egresi, в 2016 году в Турции было всего 3 исламских финансовых института из 24 банков. В той же Великобритании, где существует порядка сотни банков, 24 оказывают услуги в соответствие с законами Шариата.  в Турции против  в Британии — сравнение не в пользу первой. Или, к примеру, результаты последних выборов в 2015 году (пик популярности Эрдогана и АК Рarti), лишь 2 % проголосовали за исламскую партию Saadet, ставящей своей целью перевод Турции на исламские рельсы. Стоит отметить, что правящая партия — консерваторы с мусульманским лицом, что тоже прекрасно, но недостаточно для построения в Турции осевого узла Дар уль-Ислам.

Что делать с идеей мусульманского государства

Очевидно, что даже в странах вроде Турции исламская реновация будет происходить медленно, эволюционным путём. Это нормально и правильно — только вот критические изменения в мире запускаются уже сейчас.

И тут мы задаёмся вопросом: а что если попытаться реализовать исламский порядок там, где сейчас никакого порядка нет? В этих местах противодействие элит будет минимизировано, так как сами местные элиты находятся в состоянии турбулентности. Бедность населения и разрушенная инфраструктура гарантируют вынужденную изолированность от мировой экономики и позволяет создавать на этих территориях всё что угодно. В конце концов, строить на полностью разрушенном фундаменте быстрей и, зачастую, проще, нежели переделывать уже то, что и так неплохо работает.  Тот же Маркс предполагал, что социалистический бунт произойдёт в развитых государствах Запада — но он случился в России 1917 года, бедной и умирающей стране.

Здесь важно разделить зону абсолютного хаоса и те регионы, где есть окно возможностей. Сомали с бесконечной войной всех против всех — зона хаоса, где вряд ли получится что-то путное. А вот турецкий протекторат на севере Сирии или Афганистан после создания коалиционного правительства могут «выстрелить». В перспективе, именно из этих ныне бедных, униженных и разграбленных регионов может вырасти потенциальная точка сборки, которая, аки РСФСР в 20-е для коммунистов, станет центром притяжения и стартовой площадкой для исламского порядка.

И что из вышесказанного следует?

А следует вот что:

  1. Стоит внимательно следить за такими проблемными точками на карте исламского мира, ведь именно они являются перспективными узлами для реализации исламского проекта;
  2. Следует делать дуа за искренних мусульман и за их тамкин, укрепление, в означенных выше точках;
  3. Самим мусульманам стоит учить иностранные языки и получать востребованную гражданскую специальность, не забывая при этом про свою религию и важность помощи ей. Врачи, инженеры-конструкторы, программисты, химики-технологи, педагоги, экономисты — именно подобные специалисты, наравне с богословами, требуются умме. В перспективе, гражданские навыки и умения мусульманских специалистов окажутся жизненно важными для развития будущего исламского проекта.

А в заключении — вся хвала Аллаху, Милостивому, Милосердному!

Что делать с идеей мусульманского государства 2 Что делать с идеей мусульманского государства 0
Close