Булгарский случай

Булгарский случай

Булгарский случай — это не только история и знаменательная дата для мусульман Евразии, но и своего рода инструкция о том, как нужно закрепляться мусульманам на землях в отрыве от исламского мира.

В ночь с 13 на 14 июня 922 года, булгарский хан Алмыш провозгласил о принятии Ислама в Волжской Булгарии. Вообще, и сам хан, и ряд жителей этого края к тому моменту уже приняли религию Аллаха — но именно 13 июня было официально объявлено, что Поволжье отныне есть часть Уммы и Халифата.

Но что это значит для нас, принявших Ислам, сегодня? Разберёмся подробнее.

Экскурс в историю

 В регионе Поволжья и востока Центральной России исторически существовало несколько кочевых и государственных образований — тут были и половцы, и печенеги, и различные булгарские племена (сувары, нухраты, баранджары). На юге обитали хазары, на севере — марийцы, черемисы, удмурты, на западе — эрзяне/мокшане и некоторые славянские племена.

Самым сильным государством региона стала Хазария, чья элита в целях консолидации приняла иудаизм. В то же время, среди местного населения не делалось попыток осуществлять какой-либо призыв в иудейскую веру. Однако сплочённая элита смогла распространить своё влияние на сувар и берсулов, контролируя торговые пути в низовьях Волги.

В 910-е годы, хан Алмыш решился выйти из-под крыла хазар. В процессе духовных поисков, хан принял Ислам и стал покровительствовать его распространению в землях Булгарии. Будучи неорганизованным действом, это не вызывало подозрений у хазарских элит. Когда же хан отправил посольство в Халифат и принёс присягу халифу, хазары неожиданно оказались между двух мусульманских огней, с севера и с юга.

По словам кандидата исторических наук Алмаза Мухамадеева, хазары пытались разжечь межплеменные противоречия и поддержали мятеж южных сувар во главе с князем Вырыгом в надежде расколоть Булгарскую конфедерацию. Однако этого не произошло, так как Вырыг не нашёл достаточного количества сторонников.сувары вскоре исламизировались, а вот сама Хазария развалилась. Крышку в гроб этому образованию вбил киевский князь Святослав, взяв столицу хазар Итиль. Булгары же, пережив внутренние распри, нашествие монголов, ордынский период и завоевание Московией, смогли преобразоваться в современных поволжских тюрок, самыми яркими представителями которых являются татары, ставшие вторым по численности народом России, закрепившим доминирование Ислама в нижнем Поволжье. Стоит при этом отметить, что принятие Ислам булгарами шло постепенно, на протяжении 200 лет: некоторые племена ещё долго оставались языческими. Однако, попадая в развитый Булгар, Сувар, Казань многие язычники приобщались к мусульманской культуре, неся её своим соплеменникам. Среди таких пионеров призыва были как тюрки, так и финно-угры (в основном, удмурты и марийцы). Были там и славянские племена (об этом говорит, к примеру, Ибн Фадлан, прямо называя Булгарию «славянским княжеством с тюркской элитой»).

Какое дело принявшим Ислам до Булгарии и Алмыша?

Может показаться, что какие-то там булгары нам неинтересны, но это не так. Хотелось бы, чтобы читатели извлекли несколько уроков из булгарского кейса для себя и своих асабий, своих сплочённых общностей:

Карта Волжской Булгарии
Карта Волжской Булгарии
  1. Булгария стала второй страной на территории Северной Евразии, принявшей организованную неязыческую религию. При этом, Хазария не занималась проповедованием иудаизма, сделав его исключительно религией элит. Булгары же за 60 лет до крещения Руси принесла в Северную Евразию единобожие;
  2. Посмотрите на представленную выше карту. Чётко видно, что помимо тюрок, в Булгарии проживало много финно-угорских народов. Возвращаясь к вышеприведённой цитате из «Записок» Ибн Фадлана, можно также сделать вывод, что в торговых городах булгар было немало выходцев из Нижнего Новгорода, Мурома и Рязани. А значит, русский или удмуртский мусульманин — это нормально и исторически верно, ибо такая тенденция была задана ещё задолго до крещения Руси (Здесь отметим, что, безусловно, на Руси православные были задолго до Владимира, но это обычно были жители южнорусских княжеств, того, что сейчас является Украиной);
  3. Что сделал Алмыш после присяги халифу? Он первым делом послал способных булгар учиться шариату и светским наукам в Багдад, попросил у халифа займ на строительство крепости в Булгаре, возвёл мечеть с минбаром для проповедей и начал чеканить свою монету, перехватив торговые потоки у хазар.

Аналогично, можно делать и нам:

  • Крепости = фарпосты принявших Ислам там, где это позволяют возможности. Мы уже ранее писали про «дома Ислама» — чем не крепость в современных реалиях? Очевидно, к сожалению, что именно в РФ сегодня такое реализовать невозможно — но вот в других странах это вполне реально;
  • Обязательно нужно давать своим детям/знакомым/себе хорошее светское и религиозное образование (именно и то, и то), с упором на воспитание интеллектуальной элиты хотя бы на уровне своего поселения;
  • Булгары перехватили торговые потоки у хазар. Часть принявшие Ислам так же должна идти в малый и средний бизнес, обеспечивать мощный финансовый тыл и поддержку своей общине. Община, в свою очередь, должна быть солидарна со своими соплеменниками и поддерживать их бизнес рублём (проще говоря, если есть выбор, покупать «у своих»);
  • Важно поддерживать контакт со своими соплеменниками как в медийном поле, так и в области личных отношений. Мечеть с минбаром стала у булгар не просто местом призыва к Исламу и коллективной молитвы — но местом объединения разношёрстных кланов и консолидации булгарских племён и родов в единый этнос.

Так что булгарский случай (булгарский случай) — это не только история и знаменательная дата для мусульман Евразии, но и своего рода инструкция о том, как нужно закрепляться мусульманам на землях в отрыве от исламского мира.

Булгарский случай нашими глазами

Булгарский случай 2 Булгарский случай 0
Close